Главная
О нас
Новости
Общество
Культура
История
Объявления
Ссылки
Контакты
 

Э н ц и к л о п е д и я

  Григорьянц Патвакан Петросович

 

patvakan-5

 

(28.11.1899 - 1986)

художник, график, общественный деятель

 

Патвакан Петросович Григорьянц –

советский художник, график прожил долгую жизнь.

Родившись в последний год XIX века, он был свидетелем двух мировых войн, крушения Российской империи и "перестройки". Его хорошо знали несколько поколений ленинградских художников. Вести от родных на нарисованных им открытках получали бойцы Великой Отечественной, оформленные им книги читали несколько поколений советских людей, первые космические корабли и модели спутников Земли пришли в их дома в красочных коробках для игрушек, раскрашенных Патваканом Григорьянцем,

а еще много всего, что называется промышленной (или прикладной)

 графикой и постоянно окружает нашу жизнь – конфетные коробки, этикетки,

значки и т. д. и еще - огромное количество плакатов, афиш.

Патвакан Петросович Григорьянц родился 28 ноября 1899 года в городе Дербент,

ныне Республика Дагестан, был старшим ребенком в семье. Его отец держал

одно время держал кондитерское, но дела, вероятно, не всегда шли хорошо,

так как учебу Патвакана в Реальном училище в г. Темир-Хан-Шуре,

оплатил его двоюродный брат. 

В этом многонациональном городе (сейчас он называется Буйнакск) проживало 10000 человек, из них армян - около 6 - 7 %. Все конфессии построили здесь свои храмы - синагоги, мечети, церкви, костелы, была библиотека, много других культурных учреждений. В Реальном училище Патвакан изучал французский и немецкий языки (хорошо их помнил хорошо до конца жизни читал иностранные газеты и журналы.)

Во время гражданской войны семья переехала на Кубань, в Краснодар, там Патвакана призвали в армию, об этом этапе жизни известно немного.

В Краснодаре он поступил в Художественное училище-техникум, в 1925 году закончил, а затем уехал учиться в Ленинград, в Академию Художеств, тогда она называлась - ВХУТЕМАС, учился у лучших графиков того времени –

В. М. Конашевича, Д. И. Митрохина, П. А. Шиллинговского. Последнего П. Григорьянц

особенно почитал, как непревзойденного мастера оформления книги, у него обучился

технике офорта, гравюры, концентрации выразительности при простоте приемов.

В 1929 г. Патвакан выполнил дипломную работу - оформление книги «Хаос» классика армянской литературы - А. М. Ширван-заде, в которой описывалась жизнь угнетенного класса в промышленном городе, весь хаос капиталистического мира (книга с его иллюстрациями издана старейшим издательством Армянской ССР - "Айастан"

в 1956 и 1975 гг.) и рисунки для сатирического журнала «Еж».

Для «Ежа» и потом "Чижа" - детских журналов для пионеров и школьников Патвакан Григорьянц начал работать еще в годы учебы. Это было самое беззаботное время в его жизни, только так о работе редакции под руководством С.Я. Маршака, на пятом этаже Дома "Зингера", вспоминали все, кто туда попадал.

Среди "выходцев с юга России"

(а это было большинство редакции) ему легко и весело.

У него была привычка зарисовывать все, что происходит вокруг.

В домашней коллекции хранятся альбомы тех лет, тетради и листы:

там - самая разнообразная жизнь города Ленинграда - есть даже изображение знаменитого дирижабля Нобеле-Амундсена "Н-1", когда его выводят из эллинга, он полетит через Шпицберген на Северный полюс; занятия противовоздушной обороной,

на которые он, видимо, "попал" прямо с улицы, еще заводы, и уборочная страда в деревне и много женских портретов работниц и тружениц.

В 1930-ые Патвакан много сотрудничает с Издательством Института народов Севера (оформляет азбуки и книги на языках, получивших письменность), иллюстрирует брошюры и альбомы для ВДНХ, книги: «С. М. Киров» (1934, альбом), «Ленинград и Ленинградская область за ХХ лет Советской власти» (1937, альбом).

Много ездит по республикам в Среднюю Азию, в Армению, Крым, есть оформленный им альбом - "Китай и милитаристская Япония" (предвоенный).

Сотрудничает с МУЗГИЗОМ (всю жизнь) - создает обложки нот. Рисует цветные, яркие графические листы на тему индустриализации - «Работница!», «Большевистскими темпами вперед к овладению передовой техникой!» (оба — 1933), и плакаты, которые висели на улицах всей страны - «Морской флот на страже морских границ СССР» (1930), «Вступай в ОСВОД. Крепи мощь советского флота!».

Постоянно (с 1928 г.) участвует в выставках, работает в Горкоме Изо (занимает некоторые общественные должности), вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая спустя несколько лет станет основой для создания первого профсоюзного объединения всех художников СССР,

Патвакан Григорьянц стал одним из первых членов этой организации.

Из осажденного города Патвакан Петросович не уехал, в группе художников занимался маскировкой промышленных, военных, культурных объектов. Он жил и работал в здании Союза Художников на Большой Морской, прямо из окон создавал зарисовки жизни осажденного города - идущих за водой на Мойку жителей, упавшую от голода лошадь…

В 1941 г. вступает в объединение "Боевой карандаш", его плакаты - «Вперед, на Запад! За освобождение советской земли!» (1943), «Поражение фашистских войск на советско-германском фронте», «Девушка-милиционер» (1943), «Все для фронта, все для победы!» (оба — 1944); акварели - «Возвращение партизан» (1942), открытки

к праздникам, портреты военачальников, после прорыва блокады -  афиши первых художественных выставок.

После войны Патвакан Петросович рисует восстановление Ленинграда - «Невский ночью» (1945), «Да здравствует наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик!» (1946), «ХХХ лет Советской власти» (1947), и др. Оформляет книги: «Дважды орденоносный Ленинград» (1945), «Мои воспоминания» Т. Ханум (1945), «Расскажи о Сереже Кострикове» А. Г. Голубевой (1950), «Русские песни» (1954, сборник) и др.

В 1947-м году Патвакан женился на Лидии Михайловне Судаковой, враче-хирурге,

сестре художника графика Владимира Судакова, своего младшего товарища.

У них родилась дочь Ирина (ныне - Ирина Игнатьева, художник ДПИ).

В 1954-58 гг. несколько раз побывал в Чехословакии -

«По Чехословакии» (1960, серия). Много ездил по стране.

В 1970-80-ые работал в Ленинградском Горисполкоме штатным художником и в Графическом комбинате Худфонда. Создал фирменный стиль для гостиниц «Европейская» и «Ленинград». Оформил известнейшую книгу "900 дней Блокады" 

и сборник литографий «Портреты советских композиторов».

Патвакан Петросович всегда был очень веселым и добрым человеком, у него не было мастерской, любил работать дома, в окружении семьи. Он рисовал шаржи всех друзей, и они отвечали ему радостной взаимностью, дома у семьи хранится целая коллекция карикатурных портретов Патвакана, выполненная многими известными художниками.  

Патвакан Петросович Григорьянц скончался в Ленинграде в 1986-м году.

 

© Павел Игнатьев - петербургский скульптор, внук П. П. Григорьянца

 
  nadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmod

  

  © «Вестник Армян Петербурга» 2011-2014. Электронное периодическое издание.  E-mail: spbarm@yandex.ru  

 Сайт является официально зарегистрированным  СМИ.

Свидетельство Эл  № ФС 77-44081 от 04. 03. 2011 г. выдано Роскомнадзором.

 Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным  

законодательством  об авторском праве и смежных правах. Использование материалов, размещённых на сайте,

 допускается только с разрешения правообладателя и прямой гиперссылкой ссылкой на сайт:  http://spbarm.ru/