Интервью с
К. Р. Акоповым
Акопов Карен Робертович
–
Заслуженный артист
России, бас,
солист оперной труппы
Михайловского театра
Карен, добрый день!
От лица нашего издания
поздравляю Вас с юбилеем и
выражаю Вам нашу
признательность
за предоставленную
возможность к интервью.
Карен, если возможно,
поведайте о Ваших корнях.
По папиной линии…
Дедушка Левон
Меликсетович из Геташена (Чайкенд)
был из рода священников
Тер-Акопянов.
Бабушку звали Марта, она
была наполовину немка
(отец Галуст
Мелик-Каспаров, мать Елизавета Шурр).
Они жили в бывшем
немецком городке Ханлар
(Екатеринендорф),
что недалеко от Геташена
и Кировабада.
Отец - Роберт Левонович
Акопов – разведчик,
фронтовой переводчик,
участник Великой
Отечественной войны, позднее -
выпускник ЛЭТИ им.
Бонч-Бруевича, инженер;
Мать - Марьям Аваковна
Арзуманова из Кировабада
(Гандзака, ныне –
Гянджа), выпускница Кировобадского
гидротехнического
института, инженер.
Помню их добрый дом,
недалеко от прекрасной армянской церкви.
До института мать
занималась пением, но профессионалом
стал её брат - тенор
Юрик Арзуманян.
Он с большим успехом пел
в Ереване.
Отец учился в Ленинграде
в ЛЭТИ и когда был на каникулах
в родных краях –
познакомился с мамой.
После свадьбы в
Кировабаде, молодые приехали в Ленинград.
Родители работали в
судостроительной промышленности.
Уже из Ленинграда, их
отправили в командировку в Китай,
где я и родился в
Шанхае, так что,
по паспорту, я родился
не в Ленинграде.
С 1957 года живу в
Ленинграде.
Окончил школу, потом -
поехал поступать
в Ереванский
политехнический институт, где проучился один
курс.
С большим теплом
вспоминаю этот год жизни в Ереване!
Затем перевелся в
Ленинградский кораблестроительный институт,
который и окончил.
Какими же судьбами
оказались в искусстве?
Я пел в школьные годы, с
4-го класса был солистом, был в ансамбле,
несколько лет, в
подростковый период, петь было нельзя.
Но, уже начиная с
третьего курса Кораблестроительного
института,
я пошёл в вечернее
Музыкальное училище.
Окончив институт, и
проработав 2 года в НПО “Меридиан”,
я отважился пойти в
Консерваторию на прослушивание и
меня взяли на обучение.
Моим главным педагогом в
Консерватории был
Николай Петрович
Охотников.
Это – гениальный педагог
и великий, пожалуй,
самый лучший российский
бас…
Поклонники Оперы
знают Николая
Петровича Охотникова по работе
в Мариинском театре!
…обучаясь на последних
курсах Консерватории,
я работал в театре
“Зазеркалье“.
С Консерваторией
связано не мало имён и
наших соотечественников:
Макар Григорьевич
Екмалян,
Александр Афанасьевич
Спендиаров
проходили обучение!
В наши дни, в
Санкт-Петербургской Консерватории преподаёт
профессор Мнацаканян
Александр Дереникович,
композитор Агабабов
Аркадий Артемьевич,
историк Барутчева Эра
Суреновна,
профессор Оксентян Нина
Ивановна.
А в годы моей учёбы был
великий консерваторский педагог –
профессор Тигранов
Георгий Григорьевич.
О педагогах…
Прежде всего – это:
Николай Петрович Охотников,
Арон Соломонович
Бубельников.
По романсу со мной
занималась Рубина Рубеновна Калантарян.
С Рубиной Рубеновной мы
много раз выступали
с благотворительными
концертами в Петеркирхе,
где всегда замечательная
публика и тёплая атмосфера.
Огромное влияние на меня
оказала работа на съемках фильмов
гениального режиссера
Алексея Германа
“Хрусталёв, машину!” и
“Трудно быть богом“.
Есть два полярных
мнения:
1) Искусство способно
воздействовать на зрителя, и человек,
пришедший на спектакль
с дурными намерениями,
посмотрев хороший
спектакль, -
выйдет абсолютно
просветленный и
навсегда станет
порядочным человеком;
2) Искусство вообще
никакого влияния не имеет,
что ни слушайте, что
ни смотрите – всё бесполезно.
Ваша позиция,
какова степень
воздействия искусства на публику?
Я считаю, что искусство
очень нужно, его не надо понимать.
Оно доходит до человека
через подсознание.
Мы можем не заниматься
физической культурой, но,
со временем приходит
ощущение: со здоровьем стало хуже.
Искусство – это
эмоциональная закалка, тренинг для души.
В этом смысле Опера, в
которой возможно испытать
огромный диапазон
переживаний –
как жанр,
включающий в себя,
практически всё,
обладает наиболее
многогранным сильным
эмоциональным
воздействием на зрителя.
И вообще, нам требуется
очищение, убеждён:
у нас в Стране, порой,
не всё хорошо, потому что
мы годами несём друг
другу много негатива.
Не хватает людей
желающих что-то улучшить…
Я с Вами согласен!
Каково Ваше мнение о
состоянии
музыкального и
театрального искусства сегодня?
Телевидение, зачастую,
опускает уровень программ,
девальвируя произведения
высокого искусства.
Неискушённым зрителям
подаётся, что оперную арию, например,
может спеть любой
прохожий…
Да, я бы сказал:
телевидение, во
многом, дебилизирует публику…
Карен, Вы работали в
двух театрах, но основной для Вас –
Михайловский театр.
Ваш голос – бас, это
достаточно ответственно сравнивать
себя
с Фёдором Ивановичем
Шаляпиным, Николаем Гяуровым, -
возникают ли какие-то
параллели, или
Вы свою дорогу
прокладываете,
сильно ни на кого не
оборачиваясь?
Николай Гяуров
прекрасен, но он мне не так близок,
мне ближе Борис Христов.
Христова я считаю
великим, Охотникова я считаю великим,
а – Шаляпин – просто
гениальный певец!
А что касается
романсового направления,
у Вас есть впечатления
о Борисе Тимофеевиче Штоколове?
Я преклоняюсь перед
Штоколовым,
хорошо помню, как он пел
в опере Мусоргского “Хованщина”.
Это был Мэтр романса!
Да, он очень много
сделал для популяризации русского романса.
Я очень уважаю Бориса
Тимофеевича Штоколова, который
был и заслуженно
остается
любимцем всех
петербуржцев, наследником творчества
Шаляпина.
О репертуаре
Что из Вашего
обширного творчества, а за период
служения в
Михайловском театре Вы исполнили
множество басовых
партий, какие авторы, произведения
наиболее близки,
любимы и над чем сегодня работаете?
Сейчас, я готовлю партию
Собакина из оперы Римского-Корсакова
“Царская невеста”.
Для меня была интересной
партия Гремина из оперы Чайковского
“Евгений Онегин”.
Самая моя любимая партия
- Рене из оперы “Иоланта” Чайковского!
Достаточно занятным, по
мнению зрителей, получился Кончак,
из оперы “Князь Игорь”
Бородина.
Из композиторов,
я очень люблю
Мусоргского, потому что он писал от слов.
Я давно заметил:
у Вас с чувством юмора
хорошо дела обстоят,
не пробовали в этом
направлении что-то сделать?
В “Сказке о царе
Солтане” я исполнял роль скомороха, -
говорят было
оригинально.
Конечно, стоит ещё
сказать про партию Дулькомаро
из оперы “Любовный
напиток“ Доницетти и
Бартоло в опере
“Севильский цирюльник” Россини.
Благодарю Вас за
интересную беседу!
В заключение нашей
беседы,
мне хочется пожелать
Вам, чтобы у Вас хватило сил и мужества –
делать это замечательное
издание, которое очень нужно людям.
15 ноября 2011
года
Александр
Назаров