Интервью с Л. С.
Оганезовым
Оганезов Левон
Саркисович –
Народный артист России,
концертмейстер
российской эстрады,
пианист, композитор,
аранжировщик,
сатирик, конферансье,
телеведущий
Левон Саркисович, мы
рады Вас видеть в нашем городе...
Что для Вас значит
город на Неве?
- Я в Петербурге никогда
не жил, но
так как моя жизнь
сопряжена с гастролями начиная с 1959 года,
мне часто доводилось
бывать в разных городах в том числе и в
Питере.
Все премьерные
программы, как правило, артисты обкатывали
где-то,
а в Питере они всегда
показывали уже готовые концерты.
Такие большие артисты
как Миронова – Менакер, с которыми
я как раз в 1959 году,
взамен заболевшего их пианиста,
приезжал с гастролями в
Ленинград. Мне было всего 18 лет.
Гастроли длились месяц,
программа называлась “Кляксы”.
Ведущие артисты начала
60-ых годов –
московские, киевские,
ленинградские
могли бы сыграть все
сериалы которые идут,
причём намного лучше и
интереснее это сделать…
В общем, это были
“киты“.
Киты, как Вы знаете,
счас уже исчезают,
а в актёрском мире
уже почти исчезли.
Сюда приезжал оркестр
Утёсова, с которым я тоже работал.
Гастроли также проходили
на протяжении месяца.
Раньше принято было
приезжать на гастроли на такой срок,
выходные, конечно, тоже
были – четверг, пятница.
Позднее я приезжал в БКЗ
Октябрьский со своим оркестром,
программа называлась
“Мелодии друзей”.
С цирком я сюда
приезжал, с московским мюзик-холлом.
В молодом возрасте, в
дни пребывания в городе,
я всегда ходил в Эрмитаж
и прилегающие музеи,
я знал и сейчас даже
помню, не смотря на время,
где какая картина
находится, например, работы – Рубенса.
Питер – это наше
“ноу-хау”, которое Пётр Алексеевич решил
ввести в русскую жизнь,
с большим трудом,
до сих пор не удается
перетащить Россию
в западноевропейскую
культуру.
Это очень трудная вещь,
очень трудная вещь.
Ленинград, Питер – это
витрина России,
здесь было всё самое
лучшее, здесь самое элегантное,
то что касалось
дворянства, почему они все сюда приехали,
это был шаг к новой
жизни, как у нас сегодня – Сколково.
Хотя кому-то в глубинке,
может быть совершенно безразлично
что это за Сколково и
есть оно там или нет.
Всегда всё новое с
трудом входило в Россию,
в отличие от небольших
стран, например Бельгии,
где процессы проходят
быстрее, -
специфика наших больших
просторов.
Питер – это новое в
России, и народ здесь другой,
и психология здесь
другая, это психология будущего.
Отсюда приходят все
лучшие идеи.
Это моё мнение. Я не
заставляю никого с ним соглашаться.
Да и потом, Питер просто
красивый город.
Я всегда считал Питер
родным городом.
Левон Саркисович,
поведайте немного о Ваших корнях…
- Как мне рассказывал
папа,
мой прадедушка, вообще
семья по отцу – карские.
они даже говорили
по-армянски на своём определённом диалекте.
Когда произошла первая
резня армян в Турции в конце XIX века –
мои предки бежали в
Грузию в город Телав.
Есть такая шутка:
“Почему город называют
Телав ?
Рафик поезжай, те лав
(если хорошо) - напиши, мы – тоже приедем!”
Вся отцовская родня в
Кахетии.
И там, если сейчас Вы
пройдёте по городу Телави
на окраине есть
Осетинская улица.
Там стоят маленькие
домики и в каждом дворе
кто-то сапожник, кто-то
кузнец, это всё ещё осталось,
виноград растёт,
персики, держат коров, коз.
Там говорят и
по-грузинки и по-армянски,
по-грузински говорят с
армянским акцентом,
по-армянски говорят - с
грузинским.
То есть Вы грузинский
язык знаете?
- Я знаю грузинский
язык, дома говорили на грузинском,
а когда родители хотели
что-то от нас скрыть (от детей) –
говорили между собой на
армянском.
Армянский я понимаю, но
не говорю.
Из тех артистов с кем
доводилось работать…
насколько я знаю, Вы,
даже
с Павлом Герасимовичем
Лисицианом работали?
- Я – аккомпанировал
Павлу Герасимовичу.
Помню в его исполнении
партию Жермона из “Травиаты” Верди…
Исполнение Павла
Лисициана арии Жермона
получило высочайшую
оценку в Италии!
...у него был
необыкновенный по красоте тембр,
меня всегда удивляло
особенно поставленное дыхание.
С Рубеном Лисицианом
(сын П.Г.) замечательным вокалистом
мы ездили на гастроли с
неаполитанской программой.
Когда Карина и Рузанна
(дочери П.Г.) работали дуэтом,
я им тоже
аккомпанировал.
С Кариной мы даже
учились в одной школе.
С этой семьёй меня
связывают многолетние теплые отношения.
Это семья, как и Вы –
гордость нации!
Дагмара Александровна –
жена Павла Герасимовича,
ныне здравствующая и
прекрасно выглядящая,
у неё был необыкновенный
голос, но она бросила
вокальную карьеру ради
мужа и семьи,
пожертвовала своим ярким
талантом.
Вот она судьба армянской
женщины, -
мне ничего не надо,
лишь бы семья была в
порядке.
Её сестра – Зара
Александровна Долуханова,
была выдающимся
мастером,
у неё был камерный голос
потрясающей красоты,
причём с
западно-европейским вокальным мастерством.
Кстати, у Дагмары голос
был даже лучше чем у Зары.
В Питере есть пианист
Григорий Соколов,
сейчас правда он живёт
не здесь – приезжает,
была ленинградская
школа, был Павел Серебряков, -
у них западноевропейское
мышление,
в Москве – русское
мышление.
Приведу пример, наш
музыкант,
очень хороший скрипач,
сядет в оркестр в Берлине
и его придётся
переучивать…
Всё равно что, как бы ты
ни знал хорошо английский,
ты приедешь и будешь
говорить с акцентом.
Вот наши музыканты
играют с акцентом. Русская школа.
Из тех с кем работали…
- Леонид Енгибаров?
- Да, Лёня даже бывал у
меня дома в гостях много раз.
Цирковые – это особый
мир.
Я с ними ездил в
поездки. С Лёней ездил на гастроли.
У него была своя особая
техника, пластика
Леонид Енгибаров ходил
по манежу назад,
что спустя 30 лет
демонстрировал Майкл Джексон в своих шоу
и весь мир поражался: о,
как же Джексон это делает…!
Лёня был очень ироничный
человек.
Известный период Вашей
работы с Владимиром Винокуром…
- С Винокуром у меня
было пять лет активной работы.
Мы делали номера,
придумывали…
Вообще я никогда не
люблю тянуть “одеяло на себя”.
С детства мне нравилось
развлекать друзей, гостей,
я показывал свои пародии
дома. Отец мне говорил:
“Сынок, ты можешь на
сцене показывать…“.
Очень много номеров я
придумал для Винокура.
Потом наши творческие
пути разошлись, хотя
мы с Володей дружим до
сих пор.
Я работал с Максимом
Галкиным.
К сожалению, временные
рамки не позволяют
побеседовать обо всём,
что составляет Вашу,
Левон Саркисович,
богатую на события и встречи,
творческую биографию.
В заключение нашей
беседы - мои пожелания вашему изданию…
Любое новое дело требует
затрат душевной, умственной энергии,
ты как юморист меня
поймешь, кто-то из философов сказал, что:
“всё новое придумывают -
гении, воспроизводят – аферисты, а
пользуются результатами
этого – бандиты…”. -
- Дай Бог, чтобы этого
не случилось!
16 сентября 2011 года
Александр
Назаров