Главная
О нас
Новости
Общество
Культура
История
Объявления
Ссылки
Контакты
 

Интервью

Интервью   с   Л. Л.  Волчек

volchek

 

Волчек Лидия Львовна

руководитель Малого зала им. А. К. Глазунова

Санкт-Петербургской государственной Консерватории

имени Н. А. Римского-Корсакова;

автор идеи, директор, продюсер фестиваля

«Международная неделя консерваторий»

 

 

Лидия Львовна, добрый день!

От лица нашего издания благодарю Вас

за предоставленную возможность к интервью.

 

Вы работаете в замечательном образовательном учреждении -

Петербургской консерватории, которой в 2012 году

исполнится 150 лет.

Мы помним имена Антона Григорьевича Рубинштейна,

Анатолия Константиновича Лядова,

первого консерваторского выпускника -

Петра Ильича Чайковского. Определённый этап был связан

с именем Александра Константиновича Глазунова,

несомненно, Николай Андреевич Римский-Корсаков внёс

значительную лепту в становление и развитие Консерватории.

 

Каково значение Консерватории

в музыкальном мире Петербурга?

 

- Спасибо Вам за то, что Вы так хорошо знаете Консерваторию и

изъявили желание поговорить на эту тему!

 

Говорить о старейшей российской Консерватории

и легко, и трудно одновременно, ведь для меня Консерватория –

родной дом, который я люблю, знаю и вместе с ним переживаю

его радости и печали. Петербургская консерватория – это

святое место для многих поколений музыкантов - и российских,

и зарубежных. Каждый класс, коридор, зал или аудитория – всё

пронизано историей, связано с великими именами предшественников

и наших учителей. Подойдите к любому классу и

взгляните на мраморные памятные доски – в них история

не только петербургской, но российской и даже

мировой музыкальной культуры.

На мой взгляд, об этом должен знать и этим должен гордиться

каждый житель или гость нашего города.

Но, к сожалению, многие петербуржцы, знающие бренды –

Мариинский, Михайловский, Филармония,

ЗКР (Заслуженный коллектив России – Симфонический оркестр

Петербургской филармонии) -

даже не подозревают, что все эти замечательные названия имеют

один корень - Петербургская консерватория.

Именно в наших стенах были воспитаны и обучены

замечательные дирижеры, режиссеры, певцы и оркестранты,

работающие в лучших оперных труппах и оркестрах Северной столицы.

Именно в Ленинградской - Петербургской консерватории

получили образование многие всемирно прославленные композиторы,

оперы и балеты которых ставятся в известных театрах, а симфонии

играют лучшие оркестры мира.

Прокофьев, Шостакович, Тищенко, Слонимский – это только ХХ век.

А если перечислять дорогие нам имена со времени

основания Консерватории, этим интервью и завершится.

Всё это гордость и слава Петербургской консерватории, а значит

и нашего города.

Но Вы знаете также, что у нас есть основания и для беспокойства

за дальнейшую судьбу Консерваторского дома.

Последние одиннадцать лет были сложными для всех, кто в нём

работает и обучается. Слишком частая смена руководства

не пошла на пользу ВУЗу, и все мы давно нуждаемся в нормальной

рабочей и одновременно - творческой атмосфере.

Совсем недавно руководителем Консерватории стал

Михаил Ханонович Гантварг – великолепный музыкант,

замечательный скрипач, и мы надеемся, что с его приходом

Консерватория, наконец, обретёт стабильность.

 

Желаю Вам, чтобы достойный человек возглавил Консерваторию

и весь коллектив обрёл ожидаемую стабильность!

 

- Будем надеяться!

 

Мы упоминали мэтров и основателей Консерватории,

стоит сказать, что

учениками Николая Андреевича Римского-Корсакова были

Александр Афанасьевич Спендиаров и

Макар Григорьевич Екмалян –

классики армянской музыки, - нам очень приятно это осознавать.

 

- Вы абсолютно правы!

 

 Я надеюсь, никого не должно обидеть, что мы даём

небольшой акцент на представителях нашего этноса.

В частности, ныне в мире отмечается 100-летие

Павла Герасимовича Лисициана, выдающегося баритона.

Определённый период жизни Павла Герасимовича Лисициана

был связан с нашим городом,

где он жил, работал и учился в Консерватории.

 

- Для меня с именем Павла Лисициана связаны

первые оперные впечатления – его Валентин в “Фаусте” Гуно.

Это было в давние детские годы, но его голос и манеру

я помню и сейчас.

 

День сегодняшний.

Вы преподаёте, и в этой связи, Лидия Львовна,

Ваши впечатления:

какова нынешняя музыкальная молодёжь и

есть ли основания надеяться, что из них выйдут новые кумиры?

 

- Все знают, консерваторские профессора и преподаватели –

неисправимые оптимисты и подвижники.

Вне зависимости от политических изменений в стране или же

внутри нашего учебного заведения все продолжали работать.

Увлечённость профессией и вера в нужность своего дела

как раз и создают тот запас прочности, который хранит и держит

на высоком уровне Консерваторию до сих пор.

Мизерные зарплаты,

отъезд за рубеж многих музыкантов среднего поколения,

частые смены руководства не помешали большинству

консерваторских профессоров находить в себе силы обучать молодых.

Потому что верили: те, кто, получив дар свыше, осмелились избрать

своей профессией музыку, должны иметь возможность

в Ленинградской - Петербургской консерватории получить

настоящее музыкальное образование, которое защитит их

в будущей профессиональной жизни  и сделает

конкурентноспособными и востребованными.

Мы хотели бы, чтобы у всех выпускников Консерватории

судьба складывалась удачно. Ведь это наисильнейшая боль,

когда выпускники, на воспитание которых положено

столько сил и умений, не найдя себе применения или

не достигнув желанного успеха, уходят из профессии.

А молодежь, с ее неистощимыми силами, надеждами,

открытиями и особой творческой энергетикой, замечательна всегда.

Земля российская не оскудевает талантами, поэтому мы каждый год

с надеждой встречаем новых абитуриентов.

 

Есть два полярных мнения:

 

1) Искусство способно воздействовать на зрителя (слушателя)

и человек, пришедший на спектакль (концерт)

с дурными намерениями, посмотрев хороший спектакль,

выйдет абсолютно просветленный и навсегда станет

порядочным человеком;

 

2) Искусство вообще никакого влияния не имеет,

    что ни слушайте, что ни смотрите –

всё бесполезно.

 

Ваша позиция,

какова степень воздействия

качественного искусства на публику?

 

- Музыка присутствует в жизни человека тысячелетия.

Она помогала людям выживать, была средством разрядки,

утешения, поднятия жизненного тонуса в сложные периоды.

Множество прекрасных сочинений,

оставленных нашими предшественниками,

затрагивают вечные категории человеческого сознания.

Человек со временем изменился внешне, изменился физически,

да и сознание человека, конечно, тоже меняется, но

прежние чувства и эмоции остаются.

Красота и уродство, радость и трагедия,

порядочность и предательство – категории вечные, и музыка

апеллирует именно к ним, транслируя нам

послания великих музыкантов из далекого прошлого.

 

Мне кажется, музыка (качественная) может помогать

осмыслению нашего бытия…

 

- Скорее, воспитывает терпение и помогает сохранять надежду.

Я абсолютно убеждена: если музыке обучать всех, то качественно

человечество станет лучше. Пока это утопия, но ведь доказано, что

занятия музыкой активно развивают интеллект, а значит,

и очищают душу.

Безусловно, музыкальное искусство изменилось, и со временем

будет продолжать меняться.

Появятся новые музыкальные направления, виды и жанры, но

как явление в жизни человека музыка пребудет вечно.

 

О Фестивале “Неделя Консерваторий”, который проходит

уже 11 лет и является значимым событием

в культурном мире Петербурга…

 

- Спасибо за добрые слова!

 

Как всё начиналось?

 

- Начиналось и просто, и сложно…

В 2001 году Малый зал им.А.К. Глазунова вошёл в строй

после масштабной реставрации.

Много сил было потрачено, чтобы получить от Всемирного банка и

Министерства Культуры средства на реставрацию.

И то, что удалось возродить Глазуновский зал, который

я считаю сердцем Консерватории, было для меня

беспредельной радостью.

Эту радость захотелось разделить с нашими друзьями и,

немногочисленными тогда, творческими партнерами

из Германии, Польши и США.

Появилась идея - устроить большой красивый праздник, причем

не на один или два дня, но на неделю.

Когда удалось сделать I фестиваль

“Международная неделя консерваторий”, оформилась и его

основная концепция: в центре консерваторского форума

должен быть Музыкант и все разнообразнейшие грани его дарования –

исполнитель, педагог, музыкальный исследователь,

концертный менеджер и т.д.

Тогда же была сформулирована основная миссия фестиваля –

интеграция старейшей российской Консерватории

в мировое музыкальное сообщество. Сейчас мы с гордостью говорим,

что за 11 лет своей истории фестиваль представил

на консерваторской сцене 181 высшую школу музыки из 32 стран.

И особенно приятно видеть, как в залах, с каждым годом,

появляется всё больше и больше молодых людей, причем,

не только консерваторских студентов.

Значит, фестиваль востребован и у него есть будущее.

 

Ваша оценка участия в Фестивале 2011 года

Государственного Камерного хора Армении и

Квартета имени Арама Ильича Хачатуряна ?

 

- Армянская музыкальная культура насчитывает тысячелетия –

есть, чем восхищаться и чему учиться.

Два года назад к нам приезжали студенты и выпускники

Ереванской консерватории – лауреаты вокального конкурса

имени Гоар Гаспарян, которые выступили у нас с огромным успехом.

Поэтому, я мечтала привезти на фестиваль и профессиональных

армянских музыкантов. Безусловно, приезд этих двух коллективов

обогатил программу “Международной недели консерваторий”.

И то, как принимали, как живо реагировали слушатели

на армянскую музыку – причём в залах преобладала

многонациональная аудитория - это было здорово!

 

Лидия Львовна,

несколько слов о Фестивале Неделя Консерваторий 2012

 

- Будущий год юбилейный - Консерватории исполняется 150 лет.

Это накладывает на организаторов фестиваля

серьёзные обязательства.

Уже сейчас идет отбор желающих участвовать

в “Консерваторской неделе” 2012 года.

Хотелось бы подготовить фестиваль, достойный

замечательного юбилея.

 

“Международная неделя консерваторий” будущего года

запланирована со 2-го по 9-ое ноября 2012 года.

 

Благодарю Вас за интересную беседу, успехов!

 

- В свою очередь, мне хочется пожелать Вашему изданию

быть информативно ёмким и объективным.

Желаю Вам терпения и хороших партнёров, которые будут дарить

не только своё внимание, но и существенную помощь.

 

Если Вам удастся оставаться на уровне петербургской культуры и

добавлять при этом свои национальные ноты,

у Вас будет много читателей!

 

17 ноября 2011 года                                      Александр Назаров

 
  nadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmod

 

   © «Вестник Армян Петербурга» 2011-2023. Электронное периодическое издание.  E-mail: spbarm@yandex.ru

 Сайт является официально зарегистрированным  СМИ.

Свидетельство Эл  № ФС 77-44081 от 04. 03. 2011 г. выдано Роскомнадзором.

 Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным

законодательством  об авторском праве и смежных правах. Использование материалов, размещённых на сайте,

 допускается только с разрешения правообладателя и прямой гиперссылкой ссылкой на сайт:  http://spbarm.ru/