Интервью с
Л. Л. Волчек
Волчек Лидия Львовна
–
руководитель Малого зала
им. А. К. Глазунова
Санкт-Петербургской
государственной Консерватории
имени Н. А.
Римского-Корсакова;
автор идеи, директор,
продюсер фестиваля
«Международная
неделя консерваторий»
Лидия Львовна, добрый
день!
От лица нашего издания
благодарю Вас
за предоставленную
возможность к интервью.
Вы работаете в
замечательном образовательном учреждении -
Петербургской
консерватории, которой в 2012 году
исполнится 150 лет.
Мы помним имена Антона
Григорьевича Рубинштейна,
Анатолия
Константиновича Лядова,
первого
консерваторского выпускника -
Петра Ильича
Чайковского. Определённый этап был связан
с именем Александра
Константиновича Глазунова,
несомненно, Николай
Андреевич Римский-Корсаков внёс
значительную лепту в
становление и развитие Консерватории.
Каково значение
Консерватории
в музыкальном мире Петербурга?
- Спасибо Вам за то, что
Вы так хорошо знаете Консерваторию и
изъявили желание
поговорить на эту тему!
Говорить о старейшей
российской Консерватории
и легко, и трудно
одновременно, ведь для меня Консерватория –
родной дом, который я
люблю, знаю и вместе с ним переживаю
его радости и печали.
Петербургская консерватория – это
святое место для многих
поколений музыкантов - и российских,
и зарубежных. Каждый
класс, коридор, зал или аудитория – всё
пронизано историей,
связано с великими именами предшественников
и наших учителей.
Подойдите к любому классу и
взгляните на мраморные
памятные доски – в них история
не только
петербургской, но российской и даже
мировой музыкальной
культуры.
На мой взгляд, об этом
должен знать и этим должен гордиться
каждый житель или гость
нашего города.
Но, к сожалению, многие петербуржцы,
знающие бренды –
Мариинский,
Михайловский, Филармония,
ЗКР (Заслуженный
коллектив России – Симфонический оркестр
Петербургской
филармонии) -
даже не подозревают, что
все эти замечательные названия имеют
один “корень” - Петербургская
консерватория.
Именно в наших стенах
были воспитаны и обучены
замечательные дирижеры,
режиссеры, певцы и оркестранты,
работающие в лучших
оперных труппах и оркестрах Северной
столицы.
Именно в Ленинградской -
Петербургской консерватории
получили образование
многие всемирно прославленные композиторы,
оперы и балеты которых
ставятся в известных театрах, а симфонии
играют лучшие оркестры
мира.
Прокофьев, Шостакович,
Тищенко, Слонимский – это только ХХ век.
А если перечислять
дорогие нам имена со времени
основания Консерватории,
этим интервью и завершится.
Всё это гордость и слава
Петербургской консерватории, а значит
и нашего города.
Но Вы знаете также, что
у нас есть основания и для беспокойства
за дальнейшую судьбу
Консерваторского дома.
Последние одиннадцать
лет были сложными для всех, кто в нём
работает и обучается.
Слишком частая смена руководства
не пошла на пользу ВУЗу,
и все мы давно нуждаемся в нормальной
рабочей и одновременно -
творческой атмосфере.
Совсем недавно
руководителем Консерватории стал
Михаил Ханонович
Гантварг – великолепный музыкант,
замечательный скрипач, и
мы надеемся, что с его приходом
Консерватория, наконец,
обретёт стабильность.
Желаю Вам, чтобы
достойный человек возглавил Консерваторию
и весь коллектив обрёл
ожидаемую стабильность!
- Будем надеяться!
Мы упоминали мэтров и
основателей Консерватории,
стоит сказать, что
учениками Николая
Андреевича Римского-Корсакова были
Александр Афанасьевич
Спендиаров и
Макар Григорьевич
Екмалян –
классики армянской
музыки, - нам очень приятно это
осознавать.
- Вы абсолютно правы!
Я надеюсь, никого не
должно обидеть, что мы даём
небольшой акцент на
представителях нашего этноса.
В частности, ныне в
мире отмечается 100-летие
Павла Герасимовича
Лисициана, выдающегося баритона.
Определённый период
жизни Павла Герасимовича Лисициана
был связан с нашим
городом,
где он жил, работал и
учился в Консерватории.
- Для меня с именем
Павла Лисициана связаны
первые оперные
впечатления – его Валентин в “Фаусте” Гуно.
Это было в давние
детские годы, но его голос и манеру
я помню и сейчас.
День сегодняшний.
Вы преподаёте, и в
этой связи, Лидия Львовна,
Ваши впечатления:
какова нынешняя
музыкальная молодёжь и
есть ли основания
надеяться, что из них выйдут новые кумиры?
- Все знают,
консерваторские профессора и преподаватели –
неисправимые оптимисты и
подвижники.
Вне зависимости от
политических изменений в стране или же
внутри нашего учебного
заведения все продолжали работать.
Увлечённость профессией
и вера в нужность своего дела
как раз и создают тот
запас прочности, который хранит и держит
на высоком уровне
Консерваторию до сих пор.
Мизерные зарплаты,
отъезд за рубеж многих
музыкантов среднего поколения,
частые смены руководства
не помешали большинству
консерваторских
профессоров находить в себе силы обучать
молодых.
Потому что верили: те,
кто, получив дар свыше, осмелились избрать
своей профессией музыку,
должны иметь возможность
в Ленинградской -
Петербургской консерватории получить
настоящее музыкальное
образование, которое защитит их
в будущей
профессиональной жизни и сделает
конкурентноспособными и
востребованными.
Мы хотели бы, чтобы у
всех выпускников Консерватории
судьба складывалась
удачно. Ведь это наисильнейшая боль,
когда выпускники, на
воспитание которых положено
столько сил и умений, не
найдя себе применения или
не достигнув желанного
успеха, уходят из профессии.
А молодежь, с ее
неистощимыми силами, надеждами,
открытиями и особой
творческой энергетикой, замечательна всегда.
Земля российская не
оскудевает талантами, поэтому мы каждый год
с надеждой встречаем
новых абитуриентов.
Есть два полярных
мнения:
1) Искусство способно
воздействовать на зрителя (слушателя)
и человек, пришедший
на спектакль (концерт)
с дурными намерениями,
посмотрев хороший спектакль,
выйдет абсолютно
просветленный и навсегда станет
порядочным человеком;
2) Искусство вообще
никакого влияния не имеет,
что
ни слушайте, что ни смотрите –
всё бесполезно.
Ваша позиция,
какова степень
воздействия
качественного
искусства на публику?
- Музыка присутствует в
жизни человека тысячелетия.
Она помогала людям
выживать, была средством разрядки,
утешения, поднятия
жизненного тонуса в сложные периоды.
Множество прекрасных
сочинений,
оставленных нашими
предшественниками,
затрагивают вечные
категории человеческого сознания.
Человек со временем
изменился внешне, изменился физически,
да и сознание человека,
конечно, тоже меняется, но
прежние чувства и эмоции
остаются.
Красота и уродство,
радость и трагедия,
порядочность и
предательство – категории вечные, и музыка
апеллирует именно к ним,
транслируя нам
послания великих
музыкантов из далекого прошлого.
Мне кажется, музыка
(качественная) может помогать
осмыслению нашего
бытия…
- Скорее, воспитывает
терпение и помогает сохранять надежду.
Я абсолютно убеждена:
если музыке обучать всех, то качественно
человечество станет
лучше. Пока это утопия, но ведь доказано,
что
занятия музыкой активно
развивают интеллект, а значит,
и очищают душу.
Безусловно, музыкальное
искусство изменилось, и со временем
будет продолжать
меняться.
Появятся новые
музыкальные направления, виды и жанры, но
как явление в жизни
человека музыка пребудет вечно.
О Фестивале “Неделя
Консерваторий”, который проходит
уже 11 лет и является
значимым событием
в культурном мире
Петербурга…
- Спасибо за добрые
слова!
Как всё начиналось?
- Начиналось и просто, и
сложно…
В 2001 году Малый зал
им.А.К. Глазунова вошёл в строй
после масштабной
реставрации.
Много сил было
потрачено, чтобы получить от Всемирного
банка и
Министерства Культуры
средства на реставрацию.
И то, что удалось
возродить Глазуновский зал, который
я считаю сердцем
Консерватории, было для меня
беспредельной радостью.
Эту радость захотелось
разделить с нашими друзьями и,
немногочисленными тогда,
творческими партнерами
из Германии, Польши и
США.
Появилась идея -
устроить большой красивый праздник, причем
не на один или два дня,
но на неделю.
Когда удалось сделать I фестиваль
“Международная неделя
консерваторий”, оформилась и его
основная концепция: в
центре консерваторского форума
должен быть Музыкант и
все разнообразнейшие грани его дарования –
исполнитель, педагог,
музыкальный исследователь,
концертный менеджер и
т.д.
Тогда же была
сформулирована основная миссия фестиваля –
интеграция старейшей
российской Консерватории
в мировое музыкальное
сообщество. Сейчас мы с гордостью говорим,
что за 11 лет своей
истории фестиваль представил
на консерваторской сцене
181 высшую школу музыки из 32 стран.
И особенно приятно
видеть, как в залах, с каждым годом,
появляется всё больше и
больше молодых людей, причем,
не только
консерваторских студентов.
Значит, фестиваль
востребован и у него есть будущее.
Ваша оценка участия в
Фестивале 2011 года
Государственного
Камерного хора Армении и
Квартета имени Арама
Ильича Хачатуряна ?
- Армянская музыкальная
культура насчитывает тысячелетия –
есть, чем восхищаться и
чему учиться.
Два года назад к нам
приезжали студенты и выпускники
Ереванской консерватории
– лауреаты вокального конкурса
имени Гоар Гаспарян,
которые выступили у нас с огромным успехом.
Поэтому, я мечтала
привезти на фестиваль и профессиональных
армянских музыкантов.
Безусловно, приезд этих двух коллективов
обогатил программу
“Международной недели консерваторий”.
И то, как принимали, как
живо реагировали слушатели
на армянскую музыку –
причём в залах преобладала
многонациональная
аудитория - это было здорово!
Лидия Львовна,
несколько слов о
Фестивале Неделя Консерваторий 2012
- Будущий год юбилейный
- Консерватории исполняется 150 лет.
Это накладывает на
организаторов фестиваля
серьёзные обязательства.
Уже сейчас идет отбор
желающих участвовать
в “Консерваторской
неделе” 2012 года.
Хотелось бы подготовить
фестиваль, достойный
замечательного юбилея.
“Международная неделя
консерваторий” будущего года
запланирована со 2-го по
9-ое ноября 2012 года.
Благодарю Вас за
интересную беседу, успехов!
- В свою очередь, мне
хочется пожелать Вашему изданию
быть информативно ёмким
и объективным.
Желаю Вам терпения и
хороших партнёров, которые будут дарить
не только своё внимание,
но и существенную помощь.
Если Вам удастся
оставаться на уровне петербургской культуры
и
добавлять при этом свои
национальные ноты,
у Вас будет много
читателей!
17 ноября 2011
года
Александр
Назаров