Интервью с
В. Г. Каспаровым
Каспаров Вадим Галустович –
Основатель
Санкт-Петербургского Дома танца
«Каннон Данс»
Вадим Галустович,
добрый день!
Добрый день!
От лица нашего издания
разрешите поздравить
Вас с юбилеем “Каннон Данс” и
пожелать Вам и Вашему
делу процветания на многие годы!
Спасибо.
Для начала, можно
несколько слов о Ваших корнях.
Родился я в Баку.
У родителей было трое
детей.
Родители:
отец - Галуст Егишевич
Каспаров,
мать – Марина
Хачатуровна Каспарова
(в девичестве –
Аванесова).
По папиной линии род
идёт из Карабаха.
По маминой линии – это
Иран, Тегеран.
Их знакомство состоялось
в Баку.
В детстве, в течение
учебного года, я жил в Баку, а летом
каникулы проводил в
Армении в деревне у родственников,
куда родители отправляли
меня почти каждое лето.
И там я, глубоко, на всю
жизнь впитал национальный колорит.
Возможно, для кого-то
будет интересно: крестили меня в Эчмиадзине.
После окончания школы, в
1984-м году
я решил поступить в
физкультурный институт.
С чем связан такой
выбор?
Я занимался гандболом,
играл за сборную команду Азербайджана,
педагогическая
деятельность, меня также всегда
интересовала,
ещё в школе, в старших
классах, я тренировал команду.
Это было обдуманное
решение.
Да, приехал в Ленинград,
но с первого года в ВУЗ поступить
не удалось. Я обучился в
училище на электрика и год (1985-1986)
проработал на заводе в
чугунолитейном цеху.
Это тоже мне много дало
для жизни.
С 1986 по 1988 год
служил в армии в Забайкалье и сразу после
армии,
в 1988-м поступил
в Ленинградский институт физической культуры
имени П. Ф. Лесгафта.
И всё же, в большей
мере,
Ваша жизнь связана с
миром культуры.
Меня всегда привлекали
культурно-массовые мероприятия:
проводил дискотеки,
рисовал, играл на гитаре.
В 1989 году мы сделали
первый в городе конкурс красоты –
“Мисс ГДОИФК - 89”.
Прошло с невероятным успехом,
в актовом зале института
им. Лесгафта яблоку негде было упасть.
Мы проводили разные
мероприятия, студенческие конкурсы, а когда
стал председателем
профсоюза студентов ВУЗа –
организация
студенческого досуга входила в мои
обязанности.
Там же произошло
знакомство с Натальей – моей будущей женой.
Мы учились на одном
курсе. Наталья занималась художественной
гимнастикой. Она, уже
тогда, ставила как хореограф
танцевальные номера. У
неё это получалось интересно,
номера - завоёвывали
первые места.
Стали делать первые
программы, с которыми выезжали
в детские лагеря отдыха.
Что Вас подвигло к
созданию танцевальной школы,
центра танца?
В 1997-м году Наталья,
под впечатлением посещения Австрии и
увиденных там образцов
танцевальных школ современного танца,
увлеклась и убедила меня
в перспективности развития
этого направления у нас
в городе.
Надо признать, что о
Вашей работе известно
далеко за пределами
города.
За 15 лет, благодаря
нашим усилиям,
Петербург посетило
множество иностранных мастеров и
педагогов танца.
Несомненно, эти
выступления, мастер-классы способствуют
развитию современного
танца в нашем городе.
Приятно осознавать, что
в Петербурге во многих коллективах
нашего направления есть
наши ученики.
Искусство, в том числе
танцевальное, имеет какое-то влияние
на человека?
Имеет, но куда большее
влияние искусство оказывает на человека,
когда он сам
непосредственно вовлекается в процесс
создания
творческого продукта.
Это может быть и школьный спектакль, и
любительская живопись.
А каково Ваше мнение о
состоянии культуры в нашем городе?
У нас в городе много
театров.
Большинство из них
состоят на государственном финансировании.
По моему мнению, такое
количество театров государству
уже не нужно. Мы
пытаемся удержать систему, которая
могла появиться только в
СССР, когда государству нужно было
иметь много театров и
клубов для идеологических целей.
Однако практически нигде
в мире такого количества
государственных театров
не существует.
В дореволюционной России
всего 3 театра были на содержании
государства и царской
семья. В современной Европе,
например во Франции,
только два государственных театра
“Гранд Опера” и “Комеди
Франсез”.
Остальные театры там
существуют на другие средства.
Для остальных творческих
структур есть
продуманная система
поддержек, субсидий, грантов, льгот...
При этом количество
театральных проектов и коллективов
разного масштаба там
достаточно много!
У нас же в стране в
принципе не правильный подход.
Государственные театры,
получая значительное финансирование,
зачастую не создают
достойных спектаклей, не инициируют
новые проекты, не
настроены для работы с социально значимыми
направлениями... Они
просто показывают спектакли и точка.
Это уже не совсем верная
позиция. Ну и самая главная проблема, то,
что театры для
дополнительного содержания всех своих
сотрудников
вынуждены сдавать
площадки в аренду за достаточно большие
деньги,
не делая
дифференцированного подхода и поэтому
стоимость
одинакова для
сверхприбыльных кассовых проектов и для
спектаклей,
главная цель которых –
творческий поиск и эксперимент артистов.
Поэтому реформирование
театров, важная и сложная проблема...
В 2008-м году
коллектив “Каннон Данс“
со спектаклем
“Песни Комитаса” номинировался на
получение
Российской
национальной театральной премии
“Золотая Маска”.
Мы трижды номинировались
на эту престижную премию:
2005, 2008 и 2009.
Вадим Галустович, что
для Вас значит быть армянином?
Я являюсь представителем
армянской нации, этим горжусь.
Считаю, что люди,
замалчивающие своё происхождение,
свою нацию в силу
каких-то конъюктурных целей, поступают
не правильно. Моей
мечтой всегда было желание найти то
средство,
через которое можно было
рассказать о нашей культуре!
И, я не знаю лучшего
способа рассказать о нации и её культуре,
кроме как творческими
средствами.
Таким проектом и стал
для меня спектакль “Песни Комитаса”.
Он был поддержан и
Армянской Апостольской Церковью
в Санкт-Петербурге.
Кульминацией этого проекта для меня
стала поездка в Ереван,
и то, как там зрители приняли, дали оценку и
увидели смысловые
оттенки, - это мне греет душу до сих пор.
Этот спектакль увидели
не только в России и в Армении, но и
в Италии, в США, в
Финляндии, Эстонии...
И, что интересно, что
финансовую помощь на постановку оказал
Комитет по культуре
Санкт-Петербурга.
Достойно идти по жизни и
своими делами говорить о своем народе,
это самое важное для
Диаспоры.
В этом аспекте, для меня
образец для подражания Шарль Азнавур.
Мы живём в
многонациональной стране, городе.
У Вас есть рецепт
межнационального согласия?
У каждого народа есть
свои особенности.
В Советском Союзе этот
рецепт был почти найден, если говорить
о 1960-1970-ых годах.
Было такое понятие как интернационализм и
мы в него верили. В Баку
тех времён в русских школах учились
дети разных
народов. Азербайджанцы, живущие в
центре города
в армянском квартале,
знали армянский язык,
армяне знали азербайджанский.
Конечно, людей надо
просвещать, нести им культуру и
через нее налаживать мосты
взаимопонимания.
А СМИ - должны очень
ответственно подходить
к материалам
межнациональной тематики.
А что для Вас значит
Петербург?
В детстве я всегда
мечтал побывать в Ленинграде и когда
в 1984-м году впервые
вышел в город с Московского вокзала,
дошёл до Аничкова моста,
я понял это – мой город.
И в заключение, Вадим
Галустович,
разрешите узнать Ваше
мнение о нашей газете?
Множество петербургских
армян трудятся в области культуры,
искусства, но по работе
не встречаются.
Через газету у нас есть
реальная возможность
узнавать друг о друге, а возможно и наладить
какие-то творческие
контакты, связи.
Меня вдохновляет, что
Ваше издание читает весь город.
Газета решает серьёзную
задачу, соединяя
светскую жизнь Диаспоры
и Петербурга.
Благодарю Вас за
интересную беседу, успехов!
26 октября 2012
года
Александр Назаров