Интервью с
В. Г. Таривердиевой
Таривердиева Вера
Гориславовна –
Президент Фонда
творческого наследия
композитора Микаэла
Таривердиева
Вера Гориславовна,
добрый день!
Добрый день!
От лица нашего издания
разрешите поздравить
Вас с днём рождения!
Спасибо.
Мы рады видеть Вас в
нашем городе,
по сложившейся
традиции,
Ваше появление на
берегах Невы
сопряжено с каким-либо
событием в мире музыки…
Да, как правило, это
именно так. И в этот раз не исключение,
сегодня в Большом Зале
Филармонии состоится
Вечер музыки Микаэла
Таривердиева.
Я очень рада, что,
помимо всем хорошо известной
музыки из кинофильмов,
прозвучит одно из
последних произведений Таривердиева –
Концерт для альта и
струнных в романтическом стиле.
Это другой Таривердиев,
других жанров и другой глубины
общения с миром и с
самим собой.
Я очень рада
сотрудничеству с Симфоническим оркестром
Петербургской
филармонии, альтистом Алексеем Людевигом и
дирижером Александром
Полищуком.
Вера Гориславовна,
Вы – Президент фонда
Микаэла Таривердиева…
Убеждён, читателям
будет интересно узнать –
что входит в перечень
каждодневных забот, обязанностей,
которые стоят перед
Вами и требуют своего решения?
Фонд – это всего лишь
формальная сторона моей личной жизни.
Для меня музыка Микаэла
Леоновича – это он сам,
это пространство его
жизни, жизни его музыки,
которая по большому
счету не зависит от нас.
Она зависит от самой
себя, от того невероятно значимого посыла,
который в ней
содержится. Но для меня жизнь
без Микаэла Леоновича,
без его музыки невозможна.
Поэтому я занимаюсь ею.
По-разному. Участвую в
концертах, организую концерты и
Международный конкурс
органистов его имени,
занимаюсь изданием его
музыки на дисках,
стараюсь привести в
порядок архив.
Есть идея создания музея
Микаэла Леоновича.
Фонд – это инструмент
общения с официальным миром,
инструмент представления
проектов. Не более.
Вы - арт-директор
международного конкурса органистов,
поведайте немного об
этом замечательном проекте.
Значительная часть
музыки Микаэла Леоновича,
написанная не для
кинематографа,
была не исполнена,
неизвестна, не востребована.
Дело в том, что Микаэл
Леонович
никогда не ставил перед
собой задачу продюсировать свою музыку.
Кто-то должен был за это
взяться.
И когда я осталась один
на один с огромным архивом,
я решила, что мне нужно
что-то сделать, что-то придумать, чтобы
именно этот пласт музыки
Микаэла Леоновича был актуализирован.
Тогда я и придумала этот
проект –
Международный конкурс
органистов имени Микаэла Таривердиева,
который с 1999 года
проходит в Калининграде.
А с 2005 года его первый
тур стал проходить
в Гамбурге, Канзасе,
Астане, Москве.
В обязательную программу
конкурса входят разные сочинения,
в том числе и сочинения
для органа Микаэла Таривердиева.
В будущем году состоится
Восьмой конкурс.
И вот уже на протяжении
13 лет большое количество музыкантов и
слушателей приобщились к
его замечательной органной музыке.
Хотим мы того или нет,
но наша беседа не может далеко уйти
от персоны Мэтра
музыки Микаэла Леоновича Таривердиева,
к которому я испытываю
глубочайшее уважение и
музыку им рождённую, с
удовольствием слушаю с юных лет.
В этой связи,
что в Микаэле
Леоновиче было главенствующим?
Наверное, независимость,
благородство и
какая-то невероятная
возвышенность натуры.
Это слышно в его музыке.
Любой.
От Симфонии для органа
«Чернобыль»
до самой простой песни,
например, «Маленького принца»,
Вы можете это легко
ощутить. И еще страстность.
И в то же время
нежность.
Вот есть несколько цитат
из его книги «Я просто живу».
Это всего лишь несколько
предложений, но они
дают точную картину
личности.
“Человек, нормальный
человек, не может жить в состоянии других.
Он может жить в
состоянии своем, которое ему понятно,
тогда
он живет нормально.
А я всегда жил так: я
просто живу.
Музыка – одна из
сторон моей жизни,
есть масса других
проблем и дел.
Еще есть рассвет, еще
есть ночь, есть море, есть океан,
есть водные лыжи,
есть многое, что мне очень интересно.
Еще есть любовь. И
музыка – один из аспектов моей жизни.
Когда мне было шесть
лет, меня отдали в детский сад.
Я запомнил свой первый
день в этом заведении.
Ко мне подошли два
мальчика, назвали себя, один из них мне
сказал:
- У нас две команды, я
главный в этой, а он – в другой. Ты за
кого?
Я помню, как мне это
не понравилось.
Мне стало обидно –
почему я должен быть за кого-то?
И я ответил: ни
за кого. Я за себя.
Тут же началась драка,
я получил хорошую
взбучку и от одного, и от другого.
Как ни странно, моя
позиция с тех пор не изменилась.
В руки я автомат не
возьму. Пусть стреляют в меня.
Вообще я убежден, что
если бы Моцарт жил в ХХ веке,
он писал бы музыку
кино”.
Каково Ваше мнение
о нынешнем состоянии
культуры в нашей стране?
Оно такое же, как и
состояние общества. Культуре жить трудно.
Но есть замечательные
явления, люди, события.
Жаль, что не культура в
широком смысле этого слова
является приоритетной
идеей нашего общества.
Совсем другие акценты,
приоритеты преобладают.
И это не только
государство как таковое
с его отношением к
культуре.
Это люди. Их приоритеты.
Духовной жаждой томимы немногие.
Все делают проекты, в
том числе и люди искусства.
А подлинные художники –
они не делают проекты.
Они ищут смысл жизни. И нас к этому приобщают.
А вот этого сегодня
очень не хватает. Не хватает смысла.
А как вы считаете,
искусство |музыка|
имеет ли какое-то влияние
на зрителя |слушателя|
или нет?
Да, конечно.
Если бы она не имела
влияние, то она бы и не существовала.
Вопрос в том, какая
музыка, какое искусство.
Именно искусство, ищущее
смысл и обретающее его,
может повлиять на
человека.
Последние ноты в
партитуре автором были написаны
в ХХ столетии,
однако,
музыка Микаэла
Таривердиева, по-моему,
в XXI веке не только
живёт, но и востребована.
А как молодое
поколение слушателей, музыкантов
воспринимает музыку
Микаэла Леоновича?
Любая музыка, в которой
содержится не только сам человек,
но и его соприкосновение
с вечностью, выражение этой вечности,
прежде всего связана не
со временем, а именно с этой вечностью.
В музыке Микаэла
Леоновича это ее доминанта –
устремление вверх, к
Богу, к возвышенному в человеке.
Это всегда будет нужно и
всегда будет востребовано.
Потому что только в этом
случае
человек остается
человеком, Божьим созданием.
И любые большие миры,
которые создаются подлинными художниками,
они всегда раскрываются
не сразу, а постепенно,
как бы разворачиваются
во времени.
И музыка Микаэла
Леоновича, хотя написана в ХХ веке,
будет разворачиваться в
XXI.
Это закон больших
величин.
Молодое поколение и
музыкантов, и слушателей
воспринимает музыку
Таривердиева хорошо.
Я бы даже сказала, что
острее и адекватнее тому,
как она воспринималась
раньше.
Она для них менее
контекстна, поэтому для них
яснее становится ее
смысл и посыл. И ее уникальность.
Мы живём в
многонациональной стране.
У Вас есть свой рецепт
межнационального согласия
для народов России?
Этот рецепт давно был
предложен нам: Да любите друг друга. –
Лучше этого рецепта нет.
Да и не может быть.
Только сложно получается
ему следовать.
И в заключение, Вера
Гориславона,
как Вы оцениваете
появления нашей газеты и
нашего информационного
ресурса?
Это замечательно. Я
этому рада.
Уверена, что армянская
составляющая любого общества всегда,
так или иначе, воплощала
христианский принцип – любить друг друга.
У армян можно многому
научиться.
В частности, верности
христианству.
И я Вам желаю, чтобы
лучшие стороны армянского мировосприятия
воплотились бы в Вашем
издании.
Благодарю Вас за очень
интересную беседу, успехов!
15 мая 2012
года
Александр Назаров