Главная
О нас
Новости
Общество
Культура
История
Объявления
Ссылки
Контакты
 

Интервью

Интервью   с   В. Г. Таривердиевой

 

vera
                            tariverdieva

 

Таривердиева Вера Гориславовна

Президент Фонда творческого наследия

композитора Микаэла Таривердиева

 

 

 

Вера Гориславовна, добрый день!

 

Добрый день!

 

От лица нашего издания

разрешите поздравить Вас с днём рождения!

 

Спасибо.

 

Мы рады видеть Вас в нашем городе,

по сложившейся традиции,

Ваше появление на берегах Невы

сопряжено с каким-либо событием в мире музыки…

 

Да, как правило, это именно так. И в этот раз не исключение,

сегодня в Большом Зале Филармонии состоится

Вечер музыки Микаэла Таривердиева.

Я очень рада, что, помимо всем хорошо известной

музыки из кинофильмов,

прозвучит одно из последних произведений Таривердиева –

Концерт для альта и струнных в романтическом стиле.

Это другой Таривердиев, других жанров и другой глубины

общения с миром и с самим собой.

Я очень рада сотрудничеству с Симфоническим оркестром

Петербургской филармонии, альтистом Алексеем Людевигом и

дирижером Александром Полищуком.

 

Вера Гориславовна,

Вы – Президент фонда Микаэла Таривердиева…

Убеждён, читателям будет интересно узнать –

что входит в перечень каждодневных забот, обязанностей,

которые стоят перед Вами и требуют своего решения?

 

Фонд – это всего лишь формальная сторона моей личной жизни.

Для меня музыка Микаэла Леоновича – это он сам,

это пространство его жизни, жизни его музыки,

которая по большому счету не зависит от нас.

Она зависит от самой себя, от того невероятно значимого посыла,

который в ней содержится. Но для меня жизнь

без Микаэла Леоновича, без его музыки невозможна.

Поэтому я занимаюсь ею.

По-разному. Участвую в концертах, организую концерты и

Международный конкурс органистов его имени,

занимаюсь изданием его музыки на дисках,

стараюсь привести в порядок архив.

Есть идея создания музея Микаэла Леоновича.

Фонд – это инструмент общения с официальным миром,

инструмент представления проектов. Не более.

 

Вы - арт-директор международного конкурса органистов,

поведайте немного об этом замечательном проекте.

 

Значительная часть музыки Микаэла Леоновича,

написанная не для кинематографа,

была не исполнена, неизвестна, не востребована.

Дело в том, что Микаэл Леонович

никогда не ставил перед собой задачу продюсировать свою музыку.

Кто-то должен был за это взяться.

И когда я осталась один на один с огромным архивом,

я решила, что мне нужно что-то сделать, что-то придумать, чтобы

именно этот пласт музыки Микаэла Леоновича был актуализирован.

Тогда я и придумала этот проект –

Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева,

который с 1999 года проходит в Калининграде.

А с 2005 года его первый тур стал проходить

в Гамбурге, Канзасе, Астане, Москве.

В обязательную программу конкурса входят разные сочинения,

в том числе и сочинения для органа Микаэла Таривердиева.

В будущем году состоится Восьмой конкурс.

И вот уже на протяжении 13 лет большое количество музыкантов и

слушателей приобщились к его замечательной органной музыке.

 

Хотим мы того или нет, но наша беседа не может далеко уйти

от персоны Мэтра музыки Микаэла Леоновича Таривердиева,

к которому я испытываю глубочайшее уважение и

музыку им рождённую, с удовольствием слушаю с юных лет.

В этой связи,

что в Микаэле Леоновиче было главенствующим?

 

Наверное, независимость, благородство и

какая-то невероятная возвышенность натуры.

Это слышно в его музыке. Любой.

От Симфонии для органа «Чернобыль»

до самой простой песни, например, «Маленького принца»,

Вы можете это легко ощутить. И еще страстность.

И в то же время  нежность.

Вот есть несколько цитат из его книги «Я просто живу».

Это всего лишь несколько предложений, но они

дают точную картину личности.

 

“Человек, нормальный человек, не может жить в состоянии других.

Он может жить в состоянии своем, которое ему понятно, тогда

он живет нормально.

А я всегда жил так: я просто живу.

Музыка – одна из сторон моей жизни,

есть масса других проблем и дел.

Еще есть рассвет, еще есть ночь, есть море, есть океан,

есть водные лыжи, есть многое, что мне очень интересно.

Еще есть любовь. И музыка – один из аспектов моей жизни.

Когда мне было шесть лет, меня отдали в детский сад.

Я запомнил свой первый день в этом заведении.

Ко мне подошли два мальчика, назвали себя, один из них мне сказал:

- У нас две команды, я главный в этой, а он – в другой. Ты за кого?

Я помню, как мне это не понравилось.

Мне стало обидно – почему я должен быть за кого-то?

И я ответил:  ни за кого.  Я за себя.

Тут же началась драка,

я получил хорошую взбучку и от одного, и от другого.

Как ни странно, моя позиция с тех пор не изменилась.

В руки я автомат не возьму. Пусть стреляют в меня.

Вообще я убежден, что если бы Моцарт жил в ХХ веке,

он писал бы музыку кино”.

 

Каково Ваше мнение

о нынешнем состоянии культуры в нашей стране?

 

Оно такое же, как и состояние общества. Культуре жить трудно.

Но есть замечательные явления, люди, события.

Жаль, что не культура в широком смысле этого слова

является приоритетной идеей нашего общества.

Совсем другие акценты, приоритеты преобладают.

И это не только государство как таковое

с его отношением к культуре.

Это люди. Их приоритеты. Духовной жаждой томимы немногие.

Все делают проекты, в том числе и люди искусства.

А подлинные художники – они не делают проекты.

Они ищут смысл жизни. И нас к этому приобщают.

А вот этого сегодня очень не хватает. Не хватает смысла.

 

А как вы считаете,

искусство |музыка| имеет ли какое-то влияние

на зрителя |слушателя| или нет?

 

Да, конечно.

Если бы она не имела влияние, то она бы и не существовала.

Вопрос в том, какая музыка, какое искусство.

Именно искусство, ищущее смысл и обретающее его,

может повлиять на человека.

 

Последние ноты в партитуре автором были написаны

в ХХ столетии, однако,

музыка Микаэла Таривердиева, по-моему,

в XXI веке не только живёт, но и востребована.

 

А как молодое поколение слушателей, музыкантов

воспринимает музыку Микаэла Леоновича?

 

Любая музыка, в которой содержится не только сам человек,

но и его соприкосновение с вечностью, выражение этой вечности,

прежде всего связана не со временем, а именно с этой вечностью.

В музыке Микаэла Леоновича это ее доминанта –

устремление вверх, к Богу, к возвышенному в человеке.

Это всегда будет нужно и всегда будет востребовано.

Потому что только в этом случае

человек остается человеком, Божьим созданием.

И любые большие миры, которые создаются подлинными художниками,

они всегда раскрываются не сразу, а постепенно,

как бы разворачиваются во времени.

И музыка Микаэла Леоновича, хотя написана в ХХ веке,

будет разворачиваться в XXI.

Это закон больших величин.

Молодое поколение и музыкантов, и слушателей

воспринимает музыку Таривердиева хорошо.

Я бы даже сказала, что острее и адекватнее тому,

как она воспринималась раньше. 

Она для них менее контекстна, поэтому для них

яснее становится ее смысл и посыл. И ее уникальность.

 

Мы живём в многонациональной стране.

У Вас есть свой рецепт межнационального согласия

для народов России?

 

Этот рецепт давно был предложен нам: Да любите друг друга. –

Лучше этого рецепта нет. Да и не может быть.

Только сложно получается ему следовать.

 

И в заключение, Вера Гориславона,

как Вы оцениваете появления нашей газеты и

нашего информационного ресурса?

 

Это замечательно. Я этому рада.

Уверена, что армянская составляющая любого общества всегда,

так или иначе, воплощала христианский принцип – любить друг друга.

У армян можно многому научиться.

В частности, верности христианству.

И я Вам желаю, чтобы лучшие стороны армянского мировосприятия

воплотились бы в Вашем издании.

 

Благодарю Вас за очень интересную беседу, успехов!

 

15 мая 2012 года                                         Александр Назаров

 
  nadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmodnadmod

 

   © «Вестник Армян Петербурга» 2011-2024. Электронное периодическое издание.  E-mail: spbarm@yandex.ru

 Сайт является официально зарегистрированным  СМИ.

Свидетельство Эл  № ФС 77-44081 от 04. 03. 2011 г. выдано Роскомнадзором.

 Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным

законодательством  об авторском праве и смежных правах. Использование материалов, размещённых на сайте,

 допускается только с разрешения правообладателя и прямой гиперссылкой ссылкой на сайт:  http://spbarm.ru/